Николай Радов: Торговля оружием и будущее Белоруссии

За последние несколько недель Белоруссия смогла дважды привлечь к себе внимание в связи с международными скандалами, связанными с торговлей оружием. Так, в конце февраля пресс-секретарь генсека ООН распространил информацию о том, что из Белоруссии, в нарушении действующих с 2004 года санкций ООН, в столицу Кот-Д’Ивуар Ямусукро были отправлены три боевых вертолета, предназначенных для подразделений, лояльных президенту страны Лорану Гбагбо (диктатор отказался уступить кресло главы государства после поражения на очередных выборах). Затем агентство «Associated Press», ссылаясь на Стокгольмский институт исследования проблем мира, сообщило о вылете 15 февраля из белорусского города Барановичи в Ливию грузового самолета Ил-76, в котором находилось оружие. Несмотря на то, что официальный Минск подобные поставки полностью отрицает: «Республика Беларусь всегда очень ответственно относилась к соблюдению всех требований и решений Совета безопасности ООН . В Беларуси создана эффективная система экспортного контроля над вооружениями», в честности белорусских чиновников приходится сомневаться. И на это есть ряд причин.

После распада СССР в Белоруссии, как и на Украине, осталось довольно большое количество советской военной техники. Сейчас трудно назвать точные объемы оружия, доставшиеся Минску по наследству от Советского Союза, но, по мнению ряда экспертов, его стоимость может быть оценена в несколько миллиардов долларов США. Не использовать подобный подарок в целях пополнения бюджета было бы довольно странно. Поэтому современное белорусское руководство, бессменно правящее уже почти 17 лет, принялось еще в середине 1990-х годов активно распродавать залежавшееся на складах вооружение. Благо, что покупателей на такое оружие «для бедных» — дешевое, легкодоступное, производимое в массовом порядке и унаследованное от «холодной войны», нашлось с избытком.

Одним из первых крупных покупателей залежалого вооружения стала Перу, закупившая начиная с середины 1990-х годов 150 танков Т-72, около десятка самоходных зенитных пушечно-ракетных комплексов «Тунгуска» и ЗРК «Тор», 10 носимых ЗРК «Оса» или «Стрела», 18 фронтовых истребителей МиГ-29 (в том числе 2 МиГ-29УБ) и столько же штурмовиков Су-25. Помимо Лимы (столица Перу) с 1996 по 2001 год Белоруссия поставила артиллеристские комплексы в Конго и Заир, вертолеты в Папуа — Новую Гвинею, Сьерра-Леоне и Уганду, танки в Эфиопию и Марокко, боевые бронированные машины в ОАЭ, самолеты на Украину.

Дальше больше. В 2002 году оружие поставлялось в Алжир (истребители МиГ-29), Иран (танки Т-72), Судан (артсистемы различного назначения), Кот-д’Ивуар (БМП-1, минометы «Сани», ударные вертолеты Ми-24). В 2003 году Белоруссия продала в Судан и Кот-д’Ивуар несколько десятков боевых бронированных машин различного типа и различных артсистем. В 2004 году в Кот-д’Ивуар улетели 2 штурмовика Су-25, а в Судан десятки бронированных машин. В 2005 году оружие у Белоруссии покупали Азербайджан (танки Т-72), Словакия (военно-транспортные вертолеты
31c2
Ми-8 ) и Джибути — (ударные вертолеты Ми-24). В 2006 году Азербайджан купил у Минска 41 (!) танк Т-72. 2007 год стал годом покупок для Судана — бронетранспортеры БТР-70, Армении — 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, Эритреи — реактивные системы залпового огня «Ураган». В 2008 году Белоруссия продавала вооружение Азербайджану (самоходные гаубицы «Пион»), Сирии (многоцелевые истребители с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23), Судану (штурмовики Су-25) и России (ракеты «воздух-воздух» Р27-Р для истребителей Су-27 и МиГ-29).

2009 год стал для Белоруссии не самым удачным в деле торговли оружием. Несмотря на то, что в этот год в Уганду были поставлены танки Т-55, в Азербайджан — штурмовики Су-25 и самоходные гаубицы 2С7 «Пион»», а в Судан — штурмовики Су-25, по официальным данным, общая сумма сделок не превысила 500 тыс. долларов. В результате в мировом рейтинге торговцев оружием Белоруссия перешла с 12-го на 42-е место. Для справки, лидером рейтинга являются США (оружейный экспорт составил в 2009 году 6,79 млрд. долларов), а на втором месте находится Россия (4,46 млрд. долларов). Правда ряд экспертов считает, что подобные рейтинги далеки от реальности, так как они не только не учитывают секретные соглашения, заключенные представителями белорусского правительства или принадлежащими государству предприятиями, но и развитие военной электроники и программного обеспечения, то есть именно тех направлений, где РБ с каждым годом наращивает свое присутствие (например, системы радиоэлектронной борьбы, радиоэлектронной разведки, автоматизированных систем управления оружием и войсками).

Несмотря на бурную торговлю, в настоящее время нельзя точно определить реальные объемы и суммы сделок Белоруссии за последние годы, так как информация, как правило, строго засекречена и недоступна. Однако, основываясь на косвенной информации, многие эксперты уверены, что наиболее продуктивным с точки зрения величины полученной выручки для белорусских продавцов оружия был период с 1992-го по 2001 год, которые не отслеживались статистикой ООН (сведения о сделках на мировом оружейном рынке публикуются ежегодно в Регистре ООН по обычным вооружениям). По подсчетам Исследовательской службы конгресса США, только за 1998-2001 гг. Белоруссия продала оружия на 1 млрд. долларов и заняла тогда по этому показателю 11-е место в мире.

Сегодня ряд западноевропейских и американских военных обозревателей считают, что Белоруссия является лишь ширмой для оружейного бизнеса России, которая использует свою восточную соседку для скрытой мировой торговли вооружением. Основываются подобные выводы на том, что у Минска не могло остаться такого огромного количества военной техники, неиссякаемый поток которой течет в страны Африки и Ближнего Востока последние два десятка лет. В результате, как считает Конгресс США, и Россия, и Белоруссия оказываются чуть ли не единственными в мире странами, которые безнаказанно и бесконтрольно поставляют оружие в страны-спонсоры терроризма. Напомним, что Вашингтон уже долгое время беспокоит военное сотрудничество Минска, а через него Москвы, с Ираном, Сирией и Венесуэлой (в сентябре 2006 с подписанием двустороннего контракта стоимостью около 1 млрд. долларов началось официальное белорусско-венесуэльское сотрудничество в этом направлении). В 2004 году США, обвинив 14 организаций по всему миру в незаконной продаже оружия Ирану и наложив двухгодичный запрет на торговлю с этими субъектами, включили в этот список и белорусский «Белвнешпромсервис». Правда, подобные меры, ставшие для Белоруссии делом привычным, не смоги остановить торговлю оружием, а отсутствие веских доказательств в нарушении международных норм продажи вооружения позволяют Минску и сегодня чувствовать себя в безопасности. На все упреки Запада президент Белоруссии разводит руками, заявляя, что на «излишках, оставшихся с советских времен много не заработаешь», а вооружение из России он не продает.

Ситуация, сложившаяся вокруг Республики Беларусь сегодня отличается от всего того, что было последние полтора десятка лет. Впервые Минск был фактически обвинен руководством ООН в незаконной торговле оружием. 28 февраля Пан Ги Мун призвал к проведению экстренного заседания Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить сообщения о нелегальных поставках белорусских вооружений одной из враждующих фракций в Кот-д’Ивуаре. Несмотря на то, что, по мнению многих, информация о подобной сделке — всего лишь необоснованные домыслы западных военных и политиков (в случае подтверждения тайных поставок Белоруссия может потерять многомиллионные контракты с Кувейтом, Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией), стремящихся любыми способами надавить на Лукашенко, привлечение к данной проблеме Совбеза ООН может поспособствовать введению с одобрения этой международной организации санкций в отношении Минска.

Справедливости ради надо сказать, что подобный вариант кажется маловероятным, так как ни Россия, ни Китай на подобные шаги не пойдут. К тому же уже 2 марта ООН официально извинилась перед Белоруссией за ошибочные обвинения. Однако, несмотря на это, Запад может попытаться использовать подобные обвинения в качестве дополнительных оснований, кроме недемократических президентских выборов и политических репрессий после 19 декабря, для экономической и политической изоляции Белоруссии. Да и подпортить Минску и, в какой-то степени, Москве имидж на рынке вооружений лишний раз тоже не помешает.

Ситуация усложняется и сведениями о возможных поставках вооружения в Ливию для поддержи режима М. Каддафи. Западным военным экспертам уже довольно продолжительное время в не дает покоя договоренности о долговременном военном сотрудничестве Минска и Триполи. Главным их аргументом до недавнего времени являлось посещение Белоруссии младшим сыном ливийского лидера Хаммиса Каддафи полтора года назад. Тогда он не только вместе с Лукашенко и российским президентом Дмитрием Медведевым наблюдал за военными учениями, но и открыто заявлял о закупках оружия у Белоруссии. С начала восстания Хаммис Каддафи взял на себя руководство «Бригадой Хамиса» — спецподразделением, которое воюет с повстанцами в окрестностях Триполи и, по мнению американцев, сегодня остро нуждается в вооружении. Нынешнюю же сделку подтверждает и прилет в Минск личного самолета Муаммара Каддафи «Falcon 900», на котором в Белоруссию якобы были перевезены деньги и алмазы ливийского диктатора, как в оплату за поставленное вооружение, так и на сохранение своему белорусскому коллеге.

Несмотря на приведенные выше доказательства западных экспертов, до сих пор остается точно не выясненным не только реальность подобной сделки, но и ее цель. Известно, что в Ливии и так много стрелкового оружия и военной техники: 350 боевых самолетов, 4000 единиц бронетехники и множество ракетных комплексов. Поэтому в белорусской помощи в плане поставок новой техники Ливия, по всей видимости, не нуждается, если только все военные склады не перешли под контроль повстанцев, что маловероятно. По всей видимости, сегодня можно говорить не о поставках вооружения, а о вылете в Ливию военных и иных специалистов из Белоруссии для ремонта, обслуживания и технической поддержки ливийской армии. Правда и продажу оружия сбрасывать со счетов не стоит, так как деньги еще никто не отменял.

Что же мы имеем в итоге? Белоруссия на сегодняшний день не только является поставщиком устаревшего советского вооружения, доставшегося ей по наследству от СССР, но и выступает одним из наиболее активных игроков на новом рынке инновационного обеспечения вооруженных сил. При этом официальный Минск не гнушается сотрудничать со странами, международный статус которых довольно далек от мирного. Несмотря на заявления белорусского МИДа, который отрицал и отрицает свою причастность к различного рода неофициальным поставкам вооружения в ряд африканских стран, необходимо отметить, что руководство Белоруссии на пороге экономического коллапса вряд ли откажется хоть немного, но заработать. Доказательством может служить тот факт, что глава Белоруссии открыл новый для себя вид деловой деятельности — давать приют свергнутым лидерам, которые за место под солнцем готовы поделиться своими сбережениями. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать новых и, по всей видимости, более громких оружейных, и не только, скандалов вокруг Белоруссии, руководство которой находится в дружеских отношениях практически со всеми диктатурами мира.