Foreign Policy: Армения уже два десятилетия вынуждена бороться с огромными вызовами

Армения была вынуждена бороться с огромными вызовами в сферах экономики, политики и безопасности в течение двух десятилетий после обретения независимости. Об этом говорится в докладе британского исследовательского центра Foreign Policy Centre. Признавая прогресс в некоторых областях, эксперты исследовательского центра утверждают, что «реформы в стране идут слишком медленными темпами и гораздо лучше видны на бумаге, чем на практике, а это подрывает надежды и стремления армянского народа».

Исследование касается трех ключевых областей — независимости судебной системы, свободы СМИ и демократического развития, которые наиболее нуждаются в срочной реформации. По данным Foreign Policy, именно продвижение в этих сферах имеет важное значение для международного сообщества.

Для ускорения реформ авторы доклада делают ряд рекомендаций властям Армении. В частности, по мнению экспертов исследовательского центра, правительство Армении должно осуществить ряд конституционных изменений, которые предполагают передачу права президента на назначение судей и работников системы юстиции, членов Комиссии по телевидении и радио парламенту страны. Кроме того в докладе говорится о необходимости преобразования органов местного самоуправления, либерализации Избирательного кодекса для облегчения деятельности независимых наблюдателей за выборами. Советуется также реформировать судебную систему путем повышения зарплат судей до уровня, соответствующего их статусу, увеличить прозрачность пенитенциарной системы, расширить функции комитета по этике, принять меры для предотвращения чрезмерного влияния со стороны исполнительной власти или частных лиц.

Как отмечает автор доклада, эксперт Адам Хаг, из трех государств Закавказья Армения чаще всего упускается из виду, в отличие от «гламурной» Грузии и Азербайджана с его большими запасами нефти и природного газа. По его словам, страна сталкивается с целым рядом проблем из-за закрытых границ с Турцией и Азербайджаном, массовой эмиграции, отсутствия выхода к морю и наличия существенных запасов природных ресурсов. Учитывая все перечисленные реалии, страна должна была бы уже столкнуться с серьезными проблемами, даже имея образцовую политическую стабильность и систему государственного управления.

Изучая внутриполитическую ситуацию в Армении, Хаг отмечает, что второй президент Роберт Kочарян во время своего управления добился сравнительно значимой экономической и политической стабильности в стране. «Его позиции значительно укрепились после убийства премьер-министра Вазгена Саркисяна и спикера парламента Карена Демирчяна во время теракта в здании Национального собрания в 1999 году», — указывает эксперт. По его наблюдению, на сегодняшний день Кочарян остается влиятельной фигурой за кулисами политической жизни и увеличивает свое состояние в частном секторе. «В свои 56 лет он достаточно молод и имеет потенциал для того, чтобы, по крайне
1938
й мере, вернуться на публичную арену, что не ускользает из внимания Сержа Саргсяна , который был в свое время его другом и стал преемником на посту президента»,- отмечает Хаг. Он сравнивает действующего и бывшего президентов с Тони Блэром и Гордоном Брауном , указывая на динамичность характера Кочаряна и осторожность Саргсяна.

Хаг также комментирует подписанное недавно коалиционное соглашение между политическими силами Армении, отмечая, что отношения между правящей Республиканской партией Армении (председателем является действующий президент Армении Серж Саргсян — ред.) и коалиционной партией «Процветающая Армения» являются неустойчивыми. Упорные слухи о том, что ППА может послужить базой для возвращения на передовую политики бывшего президента Кочаряна, сильно огорчили его преемника Саргсяна. Ожидалось, что правящая партия будет использовать парламентские выборы как возможность подрезать крылья «Процветающей Армении» в пользу младшего партнера по коалиции — » Оринац Еркир «, однако заявление о том, что партнеры по коалиции будут поддерживать единого кандидата на выборах в президенты в 2013 году, существенно изменило ситуацию. Эксперт отмечает, что крайне трудно точно оценить текущее состояние общественного мнения в Армении, учитывая отсутствие постоянных, независимых организаций в стране по социологическим исследованиям, что помогает скрывать «истинный» уровень общественной поддержки.

При этом в докладе указывается на разочарованность, которая наблюдается в обществе Армении — как по отношению к истеблишменту страны, так и к альтернативным кандидатам. В настоящее время это выражается в некоторой апатии, однако, как показали события на Ближнем Востоке, такие настроения не могут держаться долго, особенно если обещанные программы реформ снова терпят неудачу, а ситуация с экономикой продолжает быть напряженной. «Уличные протесты — не такая новинка на Кавказе, и Армения должна стараться провести выборы, избегая народных волнений. Так как Армения начинает готовиться к новому раунду выборов, важно понять причины того, что случилось в прошлый раз», — отмечает Адам Хаг.