Долгожданное решение по Белкомуру вот-вот должно быть принято правительственной комиссией. Однако теперь, когда запуск проекта, на который Архангельская область возлагает большие надежды, находится в завершающей стадии, его могут скорректировать не в ее пользу.
Как известно, строительство железнодорожной магистрали Белкомур было положено в основу межрегиональной комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития трех регионов: Архангельской области, Республики Коми и Пермского Края. В Архангельской области этот проект связан еще и со строительством глубоководного района «Северный» Архангельского порта. Крупнейшие предприятия Республики Коми, Пермского края и Архангельской области на условиях государственно-частного партнерства уже начали реализацию своих проектов с суммарным объемом инвестиций 490 млрд.рублей.
Информация о том, что проект может быть скорректирован, пока широко не обсуждалась. Однако сделанные месяц назад в Перми заявления замминистра транспорта Виктором Олерским подтверждают намерения Минтранса переориентировать магистраль с архангельского порта на мурманский. Олерский, в частности, отметил, что ориентир на Архангельск может затормозить реализацию проекта. Причина — отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь. В то же время, по словам замминистра, новая магистраль хорошо ляжет в концепцию Мурманского транспортного узла.
В Архангельске позицию замминистра пока воспринимают как частное мнение, однако подсчеты вероятных потерь уже делают, ведь в случае такой корректировки Архангельская область потеряет основную часть грузов, благодаря которым могла бы развивать порт. «Развитие порта мы связываем с Белкомуром, он должен дать толчок к его оживлению, обеспечив грузами. Если магистраль уйдет в Мурманск, то мы эту возможность потеряем, — сказал корреспонденту ИА REGNUM министр транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин . — Конечно, сегодня наш замерзающий порт не столь привлекателен, как мурманский, но, невзирая на слова чиновников, мы обязаны отстаивать интересы нашего порта. Мы будем убеждать и доказывать в правительстве и инвесторам что Белкомур нужно провести именно в Архангельск». При этом министр подчеркнул, что техническое обоснование проекта проводилось с учетом Архангельской области и в конечном счете решение куда вести груз будет принимать непосредственно бизнес.
Однако с появлением дополнительной ветки Белкомура на Мурманск строительство глубоководного района в порту Архангельска и вовсе может оказаться под вопросом. Министр Белокоровин признает: «Для того чтобы приступить к реализации проекта «глубоководный порт» сюда нужно вести Белкомур. Это программа «максимум». Программа «минимум» — это развитие порта в виде проведения дноуглубительных работ на отдельных участках и создания
1a75
транспортно-логистического центра». На грядущей правительственной комиссии фактически и будет сделан выбор по какому пути будет развиваться архангельский порт.
К слову, в правительстве Архангельской области говорят о том, что порт будет развиваться и без магистрали. «Мурманский порт проблемный. Он имеет однопутную дорогу и это сильный сдерживающий фактор для грузопотока. У архангельского порта таких проблем нет. Поэтому есть Белкомур или нет — у нас все равно есть перспективы. Архангельск может, в частности, разгрузить испытывающий сегодня серьезные логистические проблемы порт Санкт-Петербурга, — заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Сергей Львов. — Ведь прекрасно известно, что по морю из Архангельска до Америки путь ближе, чем из Санкт-Петербурга. Необходима дифференциация потоков. Мурманск делает уклон на газоконденсатные грузы, нефтяные, насыпные, Архангельск может выделиться как контейнерная база».
В том, что глубоководный порт появится в Архангельске не сомневается член комитета по экономике и инвестициям Архангельского областного Собрания Александр Новиков . «Весь вопрос в том, при каком поколении он появится?», — полушутя говорит депутат. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM он заявил, что планы Минтранса — это с одной стороны выталкивание региона из проекта, а с другой — результат работы чиновников в конкурентной борьбе с мурманской стороной. «Если бы в нашей области был настоящий хозяин, то ситуация была бы несколько другой, — сказал Новиков. — Второй вывод — конечно Архангельская область заслуживает повышенного внимания федеральных властей в силу своего географического положения, но мы не должны уповать только на Белкомур. Я думаю, что и без того у нас есть большие возможности, чтобы быть заметным регионом — у нас огромные площади лесосеки, к примеру. Поэтому мы должны использовать свои внутренние ресурсы, а не ждать помощи извне». Депутат также выразил уверенность в том, что в связи в возможными корректировками проекта Белкомур все равно принесет определенные дивиденды Архангельской области, однако отметил, что возлагать большие надежды на развитие региона от этой магистрали не стоит. «То же самое было и с открытием алмазного месторождения. Чего нам только не обещали тогда! В итоге до сих пор в регионе не развито даже производство по огранке алмазов», — добавил он.