Инцидент перед Домом правительства
Вчера перед Домом правительства десятки полицейских напали на граждан, выражавших свой протест в связи с лишением возможности осуществлять уличную торговлю, пишет оппозиционная газета «Айкакан жаманак«. «Полицейских было вдвое больше протестующих, и они вытолкали людей на проезжую часть площади Республики. Пришедшие на помощь демонстрантам депутаты НС от партии «Наследие» Заруи Постанджян, Анаит Бахшян и Армен Мартиросян также подверглись насилию со стороны полицейских. Это событие вчера было широко освещено по нескольким провластным телеканалам с использованием предоставленных полицией видеоматериалов. То, что полицейские ведут себя нагло и поднимают руку не только на простых граждан, но и на депутатов, видно даже в кадрах смонтированного полицейского видеоматериала. Однако то, что высокопоставленные полицейские чины по своей привычке нагло врут, видно из кадров, которые не попали в официальный видеоматериал. Например, в интервью радио «Свобода» печально известный «Базаз» (прозвище замначальника полиции Еревана, полковника Роберта Мелконяна, — ред.) заявляет, что Вардгес Гаспари сам лег на землю. Однако на видеокадрах, представленных epress.am, отчетливо видно, как один из полицейских катает его по земле. А побитую полицейскими Анаит Бахшян в медцентр «Армения» доставила карета скорой помощи.
Иначе представляет инцидент перед Домом правительства провластная газета «Айоц ашхар«. «Утром, в назначенное время, там собрались не более десятка людей, протестовавших против запрета на уличную торговлю. Когда полицейские, охранявшие общественный порядок, не позволили им приблизиться к Дому правительства (предложив встать чуть дальше и там осуществлять свою акцию протеста), в тот же миг депутаты от «Наследия» и член АНК Вардгес Гаспари подняли скандал. Об агрессивности последнего мы знали давно, но то, что так же могли повести себя и депутаты — видели впервые. С одной стороны Армен Мартиросян нападал на полицейских, с другой — визжала и бросалась на них Заруи Постанджян. Естественно, в такой обстановке должно было ухудшиться здоровье Анаит Бахшян, которая пыталась предотвратить назревающее «столкновение» между ее драчливыми однопартийцами и полицейскими. Очевидно, что инцидент спровоцировали депутаты «Наследия», которые ради защиты уличных торговцев готовы были загрызть охранников общественного порядка», — пишет газета и заключает: «В целом же, сверхактивность «Наследия» последних дней не очень удивляет. Никаких секретов нет, кроме того, что год у нас предвыборный, а также их безгранично воодушевило сделанное на днях выступление посла США в Армении Мари Йованович «.
По сведениям газеты «Айкакан жаманак«, провластным СМИ дано задание начать агиткампанию против посла США в Армении Мари Йован
419b
ович , пытаясь обвинить посла во вмешательстве во внутренние дела республики. «Причина заключается в ее известном выступлении в ЕГУ 28 февраля о необходимости формирования гражданского общества. Ответ Йованович не заставил себя ждать. Вчера она в интервью радио «Свобода» заявила, что «гражданские права народу Армении даны Конституцией Армении». «Конституция очень четко определяет и свободу собраний, и свободу СМИ, и власть закона. Это права народа Армении, что записано в Конституции Армении, и я думаю, что это важные ценности», — сказала посол США. А ее заявление о том, что «правительство для народа, а не народ для правительства — в комментариях не нуждается», — пишет оппозиционное издание. ( Последние заявления посла США в Ереване Мари Йованович относительно необходимости активизации гражданского общества в Армении и призывы «сворачивать горы», произнесенные на фоне дестабилизации внутриполитической ситуации сразу в нескольких странах арабского Востока, стали предметом для дискуссии и различных оценок в армянских политических и аналитических кругах).
Чем можно объяснить то, что социальная напряженность в Армении с каждым днем возрастает, десятки тысяч людей выходят на улицы, а власти своими действиями словно нарочно заставляют либо выходить на улицы еще большее число людей, либо продать все свое имущество и покинуть Армению. К примеру, мэр Еревана в один прекрасный день, проснувшись заявляет, что с сегодняшнего дня уличная торговля запрещена. Тысячи людей проводят акции протеста, и на следующий день заявляют, что в Армении машин с грузинскими номерными не должно быть. Число протестующих, естественно, увеличивается, а власти, немного подумав, вдвое повышают таможенные пошлины на ввозимые из Турции товары. Затем запрещают продажу нелицензированных дисков, затем сносят ларьки в подземных переходах, затем принимают маразматическое решение о том, что все дети со своими родителями должны сходить в отделения полиции и зарегистрироваться, причем захватив с собой свидетельства о собственности на квартиру и так далее… Одним словом, делают все для того, чтобы людям опротивели либо власти страны, либо сама страна. Возникает вопрос: с какой целью все это делается? Наверное есть какая-то программа?.. («Чоррорд инкнишханутюн«)
Экс-посол Армении в России о сделке «Имущество за долги»
Газета «Аравот» в двух своих номерах опубликовала эксклюзивное интервью проживающего ныне в США бывшего госминистра, экс-посла Армении в России Гагика Шахбазяна
Объясните, пожалуйста, почему вы покинули Армению? Вас всегда упоминают в числе тех послов, которые по завершении дипломатической миссии остались жить за границей.
Во-первых, отмечу, что я не оставался. Завершив свою работу в Москве в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла Армении в России, я вернулся в Армению и был назначен членом правительства, возглавляемого Вазгеном Саркисяном . Я подготовил его визит в США, участвовал также в подготовке визитов руководителей Армении в Москву. Во время теракта 27 октября 1999 года я находился в зале парламента. Поэтому хочу раз и навсегда поставить точку в этом вопросе: по завершении своей дипломатической миссии я вернулся в Армению. После событий 27 октября я подал заявление об отставке, которая не была принята. Позже я отказался войти во вновь сформированное правительство. Из всего этого следует, что когда я уехал в США, я уже не был членом правительства. О том, что Роберт Кочарян распустил правительство Арама Саркисяна , я узнал, находясь уже в США. Доверенные источники посоветовали мне не возвращаться по причинам, которые я представлю, когда мы перейдем к вопросам, касающимся Роберта Кочаряна. А пока скажу, что после расстрела парламента и роспуска правительства Арама Саркисяна у меня появились серьезные сомнения в том, что Роберт Кочарян может сделать что-либо полезное для будущего армянской государственности. И оказалось, что я был прав, ярким подтверждением чему является экономическое положение Армении, которое я не стану анализировать, поскольку это регулярно и блестяще делает Грант Багратян .
Прокомментируйте, пожалуйста, слухи о вашем «экономическом положении». Соответствуют ли действительности сведения о том, что за время работы вы накопили огромное состояние. Поговаривают даже о наличии собственной яхты и вертолета.
После переезда в США со мной встречались многие приезжавшие из Армении и России люди, которые хотели убедиться в том, намерен ли я выступать с публичными заявлениями. Я не давал им обещаний, хотя понимал, что в ближайшее время не собираюсь делать какие-либо заявления. Кстати, все эти люди видели, в каких условиях я живу. Ответы «гонцов», наверное, не удовлетворили тех, кто посылал этих людей ко мне. После этого началась серия публикаций, в которых меня поливали грязью. Дошли до того, что заявили, будто у меня есть собственная яхта и вертолет, недвижимость в Москве, а также горы в Калифорнии. Мне даже приписали выступление по американскому телевидению и дискредитирующие заявления об Армении. Хочу заявить, что готов обменять все свое состояние, включая вышеупомянутую мифическую недвижимость в Москве и Калифорнии на одну десятую состояния тех людей, которые распространяют эти слухи и стоят за подобного рода публикациями. Доказывать обратное бессмысленно и напрасно.
Во-вторых, хочу заявить, что я никогда не выступал и не выступлю с заявлениями, дискредитирующими Армению. Однако я оставляю за собой право в случае необходимости критиковать действия должностных лиц. И прошу никогда не путать Армению с ее необразованными руководителями.
Начиная с 1991 года Вы занимали в нашей стране самые высокие посты — госминистр, министр сельского хозяйства, министр по линии связей с СНГ, Евросоюзом и международными экономическими организациями, министр-руководитель аппарата правительства и т.д. И все же, почему вы остались в США? Вы не верили в будущее той страны, одним из высокопоставленных лиц которой были?
Вопрос об отсутствии веры в будущее страны правильнее адресовать Роберту Кочаряну и окружающим его олигархам, поскольку именно они осуществляют за рубежом многочисленные инвестиции. А для того, чтобы ответить, почему я остался в Америке, я должен в хронологическом порядке изложить весь период после отставки Гранта Багратяна. Кстати, мы еще обратимся к этому вопросу, но хочу сразу сказать, что возглавляемое Грантом Багратяном правительство считаю самым удачным. Исключение составляет правительство Вазгена Саркисяна, которое, к сожалению, не успело реализовать свои программы. За те 4 месяца, что премьер-министром был Армен Саркисян, заседания правительства, согласно Конституции, проводил президент Армении Левон Тер-Петросян . А текущую работу правительства координировал я — как министр-руководитель аппарата правительства. На вопрос об Армене Саркисяне я отвечу отдельно, начиная с его деятельности еще в период СССР и по сей день (мы попытались выяснить достоверность слухов о причинах ухода Армена Саркисяна, поскольку уже очевидно, что представленная тогда официальная версия об уходе по состоянию здоровья не соответствовала действительности. — «Аравот»). Сразу после назначения премьер-министром, Роберт Кочарян по многим ключевым вопросам советовался со мной. И я понял, что этот человек формирует свою команду, исходя из личной преданности. Его не волновали ни интересы государства, ни благосостояние граждан Армении, ни рейтинг страны в международных структурах. Одним из доказательств этого было то, что посредством кадровых перестановок он сразу же взял под личный контроль финансовые и товарные потоки. Я уже сказал, что в тот период был сопредседателем комиссии по армяно-российскому торгово- экономическому сотрудничеству. Здесь следует вспомнить предысторию.
Начиная с 1992 года хозяйствующие субъекты Армении поставляли в Россию продукцию армянских предприятий, а хозяйствующие субъекты РФ — в основном нефтепродукты. Поскольку в то время финансовая система была достаточно шаткой, то поставки фактически осуществлялись по бартерному принципу. И вот армянские предприятия остались должны российским предприятиям.
Это, наверное, предыстория сделки «Имущество против долга»?
Да. Российская сторона регулярно просила нас оформить эти задолженности как государственный долг Армении России. Политика правительства Багратяна была однозначной: это долг, образовавшийся между хозяйствующими субъектами, и эти проблемы должны быть решены в арбитражном порядке в рамках действующего законодательства. Размер долга был значительно раздут, поскольку, как я уже сказал, осуществлялись бартерные сделки. И предложения российских хозяйствующих субъектов были предметом личной заинтересованности для тех партнеров, которые согласились бы переоформить эти обязательства в межгосударственный долг. Но, как я уже отметил, эти предложения категорически отвергались. И вот, сразу после назначения Роберта Кочаряна премьер-министром состоялось очередное заседание комиссии по армяно-российскому торгово-экономическому сотрудничеству. Кочарян, разумеется, не мог упустить эту возможность и решил участвовать в заседании. Во время отдельной встречи сопредседателей российская сторона вновь подняла этот вопрос. И, к моему удивлению, премьер-министр Армении Роберт Кочарян поддержал предложение российской стороны, начав убеждать меня подписать этот документ. Я категорически отказался, пояснив, что это полностью противоречит интересам нашего государства, нашим обязательствам перед Международным валютным фондом и Всемирным банком, а хозяйствующие субъекты России заработали бы таким путем огромные суммы. После этого Роберт Кочарян заявил, что как премьер-министр он имеет право сам подписать протокол, что и сделал. Так образовалась основная часть государственного долга Армении России, в результате чего в дальнейшем армянские предприятия были переданы РФ. Это стало причиной серьезного конфликта между мной и Кочаряном. И я понял, что нам будет трудно работать вместе. Я обратился к президенту Армении Левону Тер-Петросяну с просьбой перевести меня на другую работу. И поскольку я долгое время руководил армяно-российскими комиссиями по торгово-экономическому и военно-политическому сотрудничеству, а также, будучи представителем Армении в Европейском союзе, имел дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла, то после консультаций с РФ было принято решение назначить меня послом в Российской Федерации. Кстати, для получения согласия РФ потребовалось рекордно короткое время — три рабочих дня.
Итак, вы были назначены послом Армении в России, причем по вашей же просьбе, поскольку работать с Робертом Кочаряном было трудно.
Да, можно конечно продолжить и рассказать все о наших отношениях с Кочаряном — уже после моего назначения послом в РФ, что полностью раскроет его сущность. В частности, о его предложениях организовать бизнес в Москве посредством посольства, предложениях по Карабаху, которые были переданы через меня, его истерических откликах на публикации в российских СМИ, неадекватное поведение после отставки Левона Тер-Петросяна и в ходе дальнейших выборов и многое другое. Но, думаю, цель этого интервью не в том, чтобы раскрыть сущность Кочаряна — она и без этого известна. И, возможно в дальнейшем, в связи с вопросами, касающимися отношений с Россией, в качестве примера отмечу некоторые факты.
А пока хочу отметить лишь один факт, который относится к последним моим контактам с Робертом Кочаряном. После событий 27 октября 1999 года в Ереване состоялась встреча Роберта Кочаряна с одним высокопоставленным лицом. Я также присутствовал на этой встрече, в ходе которой Кочаряну было предложено переехать в Москву. И Роберт Кочарян обсуждал условия своего визита в Москву и просил гарантий, поскольку российская сторона в таких вопросах договоренностей не соблюдает — привел также примеры этого. Мне думается, что президент Армении должен был послать подальше людей, которые делают ему такие предложения, а не обсуждать условия и гарантии.
Одновременно хочу отметить, что после событий 27 октября я встречался в Армении с многочисленными должностными лицами РФ и США. В том числе, по поручению премьер-министра с ноября 1999 года по февраль 2000 посещал Москву, Европу и США для обсуждения путей развязки внутриполитической обстановки Армении. Вот почему после отставки правительства Арама Саркисяна мне посоветовали не возвращаться в Армению, и я остался в Америке.